Учебник ИЗО 1 класс Куревина Ковалевская

На сайте Учебник-Школа.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).
Учебник ИЗО 1 класс Куревина Ковалевская - 2014-2015-2016-2017 год:


Читать онлайн (cкачать в формате PDF) - Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Текст из книги:
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс Москва ъшх. 2015 Как работать с учебником В учебнике используются следующие обозначения: Форма - слова, которые нужно запомнить D - на этот текст нужно обратить особое внимание □ - вопросы по содержанию урока - практические творческие задания, отмеченные таким значком, тебе нужно выполнить самостоятельно - творческие задания, отмеченные таким значком, выполняются в группах или всем классом - проекты (творческие работы) ^ - проверь, как ты усвоил материал урока ^ - ответь на вопрос на языке искусства (используй в своем рассказе изученные понятия) т - учись выражать свои чувства и мысли, отстаивать свое мнение 2 Дорогой друг! С помощью этого учебника ты узнаешь много нового об искусстве и его истории, о великих художниках и их произведениях. Ты научишься видеть прекрасное в окружающем мире и понимать удивительный язык - язык изобразительного искусства. Ты будешь тренировать свою наблюдательность, развивать зрительную память, рисовать цветными карандашами и фломастерами, гуашевыми и акварельными красками. В этом тебе помогут памятки по работе различными материалами, которые ты найдёшь в конце учебника (стр. 57-62). Тебе придётся немало потрудиться, но чем больше ты будешь знать и уметь, тем интереснее станет твоя жизнь. Так мы будем учиться 1. Слушаем учителя. 2. Чтобы лучше понять новый материал, отвечаем на вопросы в учебнике. Запоминаем новые слова и понятия - учимся понимать язык искусства и выражать на этом языке свои мысли. 3. Выполняем практические творческие задания по теме урока. Иногда ты будешь выполнять их сам, а иногда - с одноклассниками. 3 Введение. Кто такой художник Вот плывут по небу похожие на диковинных зверей облака. Кто-то скажет: «Наверное, сегодня будет дождь, нужно взять зонт». А художник увидит, какие эти облака лёгкие и пушистые. Он обратит внимание на то, как меняются их форма и цвет. Заметит, что облачко, похожее на овечку, превратилось сначала в сказочную Жар-птицу, а потом в дракона. Художнику обязательно захочется поделиться с другими людьми всем, что ему удалось заметить. Для этого ему нужно очень хорошо запомнить свои впечатления от увиденного и суметь передать их зрителям. Если ты постараешься и будешь тренировать наблюдательность и зрительную память, то обязательно научишься видеть прекрасное в природе и в искусстве. 4 С помощью карандашей, гуашевых и акварельных красок ты постепенно сможешь выражать свои мысли и чувства. Художник - это человек, который умеет видеть прекрасное в обыкновенном, запоминает свои впечатления и знает, как выразить на бумаге, в камне или в другом материале свои мысли и фантазии. Мы хотим, чтобы ты стал настоящим художником. Живописец, скульптор, художник книги, модельер, мастер народных промыслов - всё это профессии, в которых может проявить себя художник. • Какие качества нужно развивать, чтобы стать художником? J Расскажи, чем заняты люди на рисунках 1-6. Там, где это возможно, назови их профессии. иг □ 5 Тема 1. Фантазируем и учимся Рассмотри рисунок 1. Чем похожи, а чем различаются нарисованные на нём цветные карандаши? У них одинаковые форма и размер. А различаются они по цвету. У каждого из них свой характер. Красный, оранжевый и жёлтый - бодрые, весёлые и радостные, а голубой, синий и фиолетовый - серьёзные и немного грустные. Зелёный цвет особый: он может быть и более весёлым, и более грустным. а • А какими кажутся тебе характеры разных карандашей? • Изучи памятку 1 (стр. 57-58) и выполни задания на стр. 2-3 в рабочей тетради. 2 с-'с' >> 3 4 п ^ Расскажи, чем различаются изображённые на рисунках 1-4 существа. Используй слова, которые ты узнал на этом уроке. 6 Тренируем наблюдательность. Детали Что делает животных, изображённых на рисунках художника Ватагина, особенными, непохожими друг на друга? Они разные по размеру, цвету (окраске) и форме. А ещё они различаются деталями. Вот ночной охотник филин (рис. 2). Кажется, что он носит маску. Её напоминают круглые жёлтые глаза, окружённые светлыми пёрышками, крючковатый нос и похожие на кисточки «брови». j:'В. Ватагин. В. Ватагин. , В. Ватагин. : , „ - * <1 - «.L - V (■ -ft. 1 Филин ■ Жирафа . - Мартышка Диана Настоящий художник всегда обращает внимание на детали. Форма, размер, цвет, характер, детали J Подробно опиши жирафу и мартышку, изображённых на рисунках 3 и 4. Щ Изучи памятку 2 (стр. 59-60) учебника. Выполните с одноклассниками аппликацию «Городок» (стр. 4-5 рабочей тетради). р ( © щ ® ® щ у у ^ ® ® р J 7 Тема 2. Чудо-радуга Представь, какой унылой была бы земля, если бы не было разных цветов (рис. 1 и 2). Серые деревья, небо и солнце, животные и люди. Даже радуга серая. К счастью, наш мир цветной. Всмотрись в радугу. Её цвета расположены в определённом порядке. Вот он: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Живопись - «живое письмо» - искусство изображать человека и мир вокруг него с помощью красок. Художники-живописцы в своих картинах передают цветовое богатство природы и своё отношение к ней. Живопись, живописец • Прочитай стишок на рисунке 3 и перечисли цвета радуги. Постарайся запомнить их порядок. • Какой цвет ты любишь больше других? Как этот цвет влияет на твоё настроение? 8 □ Тренируем наблюдательность. Цвет Художники давно заметили, что некоторые цвета кажутся ярче, когда находятся рядом. Это зеленый и красный, жёлтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти цвета как бы дополняют друг друга. Их так и называют - дополнительными цветами. Чтобы усилить яркость своих картин, художники часто используют дополнительные цвета. р Дополнительные цвета ^ Рассмотри рисунок 4. Какие бабочки заметны на радуге лучше, а какие хуже? Почему? ^ Назови пары дополнительных цветов. Выполни задания (стр. 6-7) в рабочей тетради. Выполните с одноклассниками панно «Чудодерево» (стр. 8-9 в рабочей тетради). 9 Тема 3. Линии - какие они бывают? Любое произведение изобразительного искусства начинается с рисунка. Рисовать можно с помощью линий, штрихов, точек, пятен. На этом занятии мы поговорим о линиях. Линии могут быть короткими или длинными; прямыми или изогнутыми; мягкими или жёсткими; ломаными или спиральными. Они могут быть спокойными и плавными или напряжёнными и резкими. 1 ////////////// 2 Чтобы точнее выразить своё отношение к тому, что художник рисует, он использует в своей работе линии разного вида. ^ Посмотри на рисунки 1-3 и расскажи, какие бывают линии. а « Порисуй в альбоме различные линии и выполни задания на стр. 10-11 в рабочей тетради. 10 Тренируем наблюдательность. Линия и форма Прежде чем нарисовать одной линией знаменитого голубя мира (рис. 2), художник пабло Пикассо долго изучал поведение голубей и рисовал их (рис. 1). Рассмотри изображения голубей на рисунке 3. Они сделаны непрерывными линиями, у которых невозможно найти начальную и конечную точки. Это замкнутые линии. У таких линий начальная и конечная точки совпадают. П. Пикассо. Зарисовки голубей [2 к • •-ч • * 1 v;’ П. Пикассо. Рисунки голубей к плакату Замкнутые линии ограничивают форму изображённых художником птиц. Рисунок, линия, замкнутая линия, форма • Выполни задания на стр. 12-13 в рабочей тетради. J Рассмотри рисунки и выполни задания на стр. 12-13 учебника. □ ^ 4 А'- .'i N ‘ • - i . 11 Учимся видеть и говорить на языке искусства S.S'.CV! чШ- SS«f-s шИ' ■iPiSi шь& L‘-'.>T.-J^^i.;i V;' ^U.hiY^-a ^..■■■‘-I'.-^-.'^f'H i'r "'^0^ 'Л .4* г; ^ ттш Г' ,f й,|Ш| Ш0:Ч •f'vL*^,-'*,^*^.f7!r j^,X';-’‘/i-7.'>‘ 10-'л'^''?- >V-"'->7'''’’--'‘''- ,.4 -.,...*1-, -T ^^■-'■'■■.чхлх it.'-x •• .i- Ж^'Ч...... . А. Матисс. цветов в кувшине Ж^‘'■"'■■ ’ ' ■ '■■' Л. Дурасов. Ёжик. Иллюстрация ^•--'i;'’■'^ :^ ^■' - - • — _ -J^.. V,^. ,?_wJ‘-'й а Рассмотри рисунки Анри Матисса и Льва Дурасова. Расскажи о каждом из них. 1. Какое настроение передано в рисунках? 2. Что изображено на рисунках? Какие линии использует художник? Какими линиями передана упругая округлость цветов на рисунке Анри Матисса? Какими линиями нарисованы колючки Ёжика на рисунке Льва Дурасова? музыка подойдёт к каждому из ри- 3. Какая сунков? 12 П. Пикассо. Плакат к конгрессу по разоружению в 1962 г. в Москве □ Рассмотри плакат Пабло Пикассо. Расскажи о нём. 1. Какое настроение передано в плакате? Что ты чувствуешь, глядя на него? 2. Что изображено на плакате? Какие линии использует художник в рисунке голубя? Какими линиями он рисует оружие? Какие цвета использованы в плакате? Что ты о них знаешь? 3. Что хотел сказать художник людям своим плакатом? 13 Тема 4. Какие бывают фигуры? Разные по характеру замкнутые линии образуют на листе бумаги фигуры различной формы. Прямые и жёсткие линии образуют фигуры с разным количеством углов - многоугольники. Три угла - треугольник, четыре - четырёхугольник, десять - десятиугольник. Четырёхугольник с равными сторонами называется квадратом. - '*1- i a j iS 1-a » Ч! t*, i4f-=a, i-4 Плавные замкнутые линии образуют округлые фигуры: овалы и круги. Все эти фигуры мы будем называть геометрическими фигурами (рис. 1). • Выполни задания на стр. 14 в рабочей тетради. • Какие ты знаешь геометрические фигуры? Какими линиями они нарисованы? Какой линией образована «клякса»? 14 □ Тренируем наблюдательность. Аппликация Аппликация - картина, детали которой нужно вырезать из любого материала (например, бумаги, картона, ткани), а затем наклеить на фон. Форму многих предметов можно составить из простых фигур. Нужно только догадаться из каких. Изображения людей, животных, растений в аппликациях часто состоят из геометрических фигур. □ к'"' Геометрические фигуры: многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг ■э Назови, из каких фигур составлены медведь, велосипед, зрители на рисунке 2. Щ По материалам памятки 2 на стр. 59-60 учебника и рабочей тетради (стр. 14-15) выполни аппликацию «Любимая игрушка». 15 Тема 5. «Живое письмо» Ты уже знаешь, что искусство работы с красками называется живописью. Один и тот же пейзаж производит на каждого из нас совершенно разное впечатление. Кто-то заметит необычное освещение. Другому понравится форма деревьев. Третий увидит яркий цветок I Ф Ф V/ на фоне зеленой листвы. Каждый художник замечает в природе что-то своё и с удовольствием делится с нами своими впечатлениями. Как настоящий волшебник, живописец создаёт на бумаге или холсте многоцветные картины. Но чтобы краски ожили и подарили нам свою красоту, нужно научиться с ними работать. J Расскажи, что ты видишь на рисунке 1. По материалам на стр. 20-21 рабочей тетради выполни задание «Разноцветные узоры». р 16 Тренируем наблюдательность. Тепло и холод Красный, оранжевый и желтый напоминают нам цвета солнца и огня. Такие цвета называют тёплыми. Голубой, синий и фиолетовый похожи на лёд или воду. Их называют холодными. Зелёный цвет, который находится на радуге между жёлтым и голубым, может быть как тёплым, так и холодным. 3 Какие цвета ты видишь на рисунке 1? Где на этом рисунке зелёный цвет теплее, а где холоднее? а _ 1------^---------------------------------- ----- -----------:-------------------------------- - кТ»'-, 1. ysil?-*o7*-3t. аМг '‘iTV- А. Матисс. Фрагменты картин Тёплые цвета, холодные цвета « Рассмотри фрагменты картин Анри Матисса (рис. 2 и 3). Какие (тёплые или холодные) цвета использовал художник в каждой из них? Какое настроение (грусть, радость, бодрость, покой) в них передано? Щ Выполни задание «Орнамент» (стр. 22-23 в рабочей тетради). 17 Тема 6. Что такое симметрия? В жизни мы часто встречаемся с симметрией. Что это значит? Попробуем пояснить с помощью примера. На сложенном пополам квадрате нарисуй половину любой фигуры. Вырежи фигуру по этой линии и разверни (рис. 1). У тебя получилась симметричная фигура. Её правая и левая половинки одинаковы. Их разделяет линия сгиба. Её мы будем называть осью симметрии. Чтобы проверить, симметрична ли фигура, нужно согнуть её по оси симметрии. Если половинки полностью совпадут, то эта фигура симметрична. Кстати, осей симметрии у предмета может быть несколько (см. рис. 3 на стр. 19, изображения снежинок). • Найди на рисунке 2 симметричные предметы. • Попробуй найти у предметов, изображённых на рисунках 2 и 3, оси симметрии. 18 Тренируем наблюдательность. Симметрия в жизни Оглянись вокруг, и ты увидишь великое множество симметричных предметов. Это листья и цветы, ягоды и фрукты. Оказывается, насекомые, животные и люди тоже симметричны, так как их правая и левая половины практически одинаковы. Более того, большинство предметов, созданных людьми, также симметричны. □ J Симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии -3 Найди среди окружающих тебя вещей предметы, которые обладают свойством симметрии. <3 Выполни задания на стр. 16-17 в рабочей тетради. « Подумай, может ли быть в природе полная симметрия. Опираясь на рисунок 3, докажи своё мнение. □ J 19 Тема 7. Геометрический орнамент Слово орнамент в переводе на русский язык означает «украшение». Обычно так называют узор, в котором повторяется один и тот же рисунок. Орнаментом люди издавна украшали одежду, оружие, посуду, ткани. Сложными узорами покрывали стены дворцов и храмов. Диковинными орнаментами богаты старинные книги. Блюдо. Италия Самые древние орнаменты состоят из простых линий, точек, кругов и квадратов. Такие орнаменты называют геометрическими. Ф Рассмотри орнаменты на рисунке 1. Какие линии и известные тебе геометрические фигуры в них использованы? La Выполни задания на стр. 18-19 в рабочей тетради. 20 Как получаются разные орнаменты? Разные узоры можно получить, даже если использовать для их составления один и тот же элемент. На рисунке 2(а) повторяются одинаковые треугольники. На рисунке 2(б) чередуются также цвета фигур. На рисунке 2(в) чередуются пары треугольников, один из которых перевёрнут. На рисунке 2(г) добавлен новый элемент - ломаная линия. а 2 в б 4 На рис. Щ повторяется L3 одна пара треугольников. ¥ На рис. [б и в повторяются две пары треугольников. б в Этот орнамент образован из треугольников. Они расположены не в линию, а в центре квадрата (симметрично). Орнамент, узор, геометрический орнамент ^ На примере рисунков 2-4 постарайся понять, как из простых фигур получаются различные орнаменты, и выполни задания на стр. 18-19 в рабочей тетради. Выполните с одноклассниками панно «Осенний букет» (стр. 18-19 рабочей тетради). 21 Тема 8. Смешиваем краски (гуашь) УФФ V красок есть еще одно удивительное свойство: их можно смешивать и получать новые цвета. Например, очень много различных оттенков можно получить из красного, жёлтого и синего цветов. Эти цвета так и называются - основные. Смесь жёлтого и красного даёт разные оттенки оранжевого, смесь синего с малиновым - оттенки фиолетово-сиреневого, а если смешать голубой и жёлтый цвета, можно получить зелёные оттенки. J Расскажи, из каких основных цветов можно получить оранжевый, зелёный, фиолетовый. • Изучи памятку 3 на стр. 61-62 учебника. Выполни задания на стр. 24 и задание 1 на стр. 26 в рабочей тетради. 22 а Тренируем наблюдательность. Дополнительные цвета т Назови пары дополнительных цветов. Чтобы твоя картина была яркой, тебе нужно использовать дополнительные цвета. Например, попробуй нарисовать оранжевые апельсины на синей скатерти, жёлтые звёзды на тёмно-фиолетовом небе, яркокрасные цветы на зелёной траве. Обрати внимание, что в парах дополнительных цветов обязательно один теплый, а другой - холодный. М. Сарьян. Ночной пейзаж М. Сарьян. % Продавец лимонада^^;-;[ Основные, родственные, дополнительные цвета • Какое настроение передано в каждой из картин Мартироса Сарьяна? • Как художнику удалось передать ощущение ночной прохлады? жаркого дня? • В какой из картин использованы дополнительные цвета, а в какой - родственные? # Какой цвет в каждой паре дополнительных цветов тёплый, а какой - холодный? 23 Тема 9. Мир вещей Натюрморт - картина, на которой изображены неживые (неодушевлённые) предметы. Сочные свежие плоды, букеты цветов в разнообразных вазах, изящные статуэтки, музыкальные инструменты, старинные книги... Некоторые из этих предметов мы видим ежедневно и не замечаем их красоты. Но под кистью живописца мир вещей словно оживает и восхищает нас. Ф. Толстой. Натюрморт Дело в том, что художник не просто копирует предметы, но и выражает своё отношение к ним. Он показывает нам, что привлекло его внимание: игра света и тени, необычная форма или богатство цветов. п Ф Рассмотри натюрморт Фёдора Толстого. Ф Как ты думаешь, что хотел показать зрителям художник? Ф Выполни задание 3 на стр. 25 и задание 4 на стр. 27 в рабочей тетради. 24 Как использовать тёплые и холодные цвета Если тебе нужно выделить в своей работе какую-то деталь, используй тёплые и холодные цвета. Предмет тёплого цвета лучше расположить на холодном фоне, а холодного - на тёплом. Цветные предметы можно разместить на однотонном фоне, чтобы подчеркнуть тонкость проработки деталей (рис. 1) или их форму (рис. 2). г ^ % г ' ! ! W ■ Д. Митрохин. Груши и сливы на тарелке Натюрморт Ф Рассмотри, как можно использовать в своей работе цвет (рис. 3). Какой вариант самый яркий? Какой самый спокойный? • Какая из схем (а, б, в, г) подходит к натюрморту Дмитрия Митрохина (рис. 3)? J Рассмотри натюрморты и выполни задание на стр. 26-27 учебника и расскажи о них по вопросам. 25 Учимся видеть и говорить на языке искусства Рассмютри натюрморты Анри Матисса и Кузьмы ПетрОва-ВОдкина и расскажи о них. 26 К. Петров-Водкин. Утренний натюрморт 1. Какое настроение вызывает у тебя каждая из картин? Какая из них тебе больше нравится? 2. Как ты думаешь, что хотели нам показать художники? 3. Что изображено на каждой картине? Как ты думаешь, где находятся изображённые на ней предметы: в помещении или на улице? 4. Какие цвета используют художники? Попробуй определить, какие из этих цветов дополнительные. 27 Тема 10. Что такое композиция? Прежде чем рисовать натюрморт, нужно продумать, как лучше разместить предметы на бумаге. Мысленно заключи весь натюрморт в прямоугольник. Если он получился узким и высоким -начинай работать на вертикальном листе бумаги (высота больше ширины). Если же воображаемый прямоугольник широкий - выбирай горизонтальный лист (ширина больше высоты). р Сначала реши, что будет в твоей работе главным (рис. 2). Мелкие предметы лучше располагать вокруг крупных или перед ними. « Рассмотри рисунок 1. Какие из композиций (а, б, в или г) тебе нравятся больше? Почему? • Чем различаются варианты а, б и в на рисунке 2? Какой из фруктов находится на каждом из них ближе к зрителю, какой - дальше от него? 28 Фон Когда рисуешь поверхность, на натюрмортом. Это несложно. тальную линию. натюрморт, не забудь показать которой он находится, и фон за Проведи за предметами горизон-На рисунке появились «стол» и «стена» (рис. 2-3). Фон не даёт взгляду проскользнуть мимо изображённых предметов и помогает нам сосредоточить внимание именно на них. Ч » Т* > .. S» -- ■ 4'‘v>r»!*.v v-t • ч. ^ . -чГ * 4 Ч Использование разного фона в натюрморте 1 ъ — п 2 V — 1 «Стена» ■ \ \ V «Стол» i . *. i.. , « ч ^ '*1 V Л-' ;*^;Л *!^* ''1' '’ч '* • U] Чем холоднее фон, тем ближе к нам кажутся ° изображённые на нём предметы тёплых цветов. Композиция, вертикаль, горизонталь, фон Щ Выполните с одноклассниками одно из заданий: «Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (стр. 24-27 рабочей тетради). р J Рассмотри натюрморты и выполни задание на стр. 30-31 учебника. 29 v\'r'г;Ч■>гч::^-т^г;гr™ s?i;;wt«U"-.Tr; л:*л^Ч I. 1*14 * ^ЧЧЛЧк*^' 1 'Ч' V* ' -1 ЧЧ11 »4i » ' »* Л*- И'Ч-ЧУ* 1> i4i- »ч>^ |< ц'-чл,;, \ъ4М*'1 4-*-id-<-| ‘Ч > 1- * ' < 1 V V'* * •: < L* ■*■^-. -* - Ч ‘ .1^ ч * 4^ • г4 *. —* г . ^-Т# . ч» л - —* - Ч , ч 1 - Ч "ч'- -».-f-** + f, :'-*|_^^ ^*Ч|2 Ч>**1*1ЧГ^Э*'ч-1Т ^ -*4. « г ^ 4|l'4.,^v I» 4| Ч,, J 1 4-4Wl4'i * *,.* » »^*tl».i-4 t. ^ 4 Ч. 1-1 --4I .•■: Ч*.— ' * *> t к ' » - • > >4 *1 *] iu> >' '' Учимся видеть и говорить на языке искусства ILT □ Рассмотри натюрморты Мартироса Сарьяна. Опиши каждый из них. 30 М. Сарьян. Полевые цветы 1. Какое впечатление производит на тебя каждый из натюрмортов? Какое настроение они у тебя вызывают? Какой натюрморт тебе больше нравится? Расскажи почему. Какая музыка подойдёт к каждой картине? 2. Что ты можешь рассказать о композиции каждого натюрморта? Как ты думаешь, что главное хотел нам показать в них художник? 3. Какие цвета использовал художник? Какие из этих цветов дополнительные? 31 Тема 11. Графика: чёрное и белое Графика в переводе с греческого - «пишу, рисую». В графике часто используются только два цвета - чёрный и белый. Чёрный цвет - плотный, тяжёлый, по настроению печальный. Белый - прозрачный и лёгкий. Он рождает торжественное и радостное настроение. Эти цвета очень разные - контрастные. Контраст - очень большое различие. Л. Дурасов. Иллюстрации Художники-графики выражают свои мысли с помощью линий, пятен, штрихов и точек. На рисунке 1 город и его жители изображены лёгкими линиями. Только одна фигура выполнена пятном. Она вызывает тревогу и сразу привлекает к себе внимание. На рис. 2 богатырь и трава на переднем плане нарисованы штрихами, а всё, что находится вдали, - точками. Так создаётся ощущение большого расстояния между всадником и головой. 32 Деревья и строения на рис. 3 выполнены белыми пятнами на чёрном фоне. И у нас возникает ощущение таинственного тенистого парка. Сети на рисунке 4 выполнены точками. Это подчёркивает их прозрачность, а фигурки куклы и попугая нарисованы штрихами и линиями, что дало возможность тщательно прорисовать их форму. а J Графика, контраст, пятно, штрих, точка ^ Расскажи, каким образом художники-графики выражают свои мысли. • Почему художник исполнил рисунок 5 линиями и штрихами? Что он хотел нам показать? - Нарисуй в альбоме любой предмет (куклу, дерево, яблоко) сначала линиями и штрихами, а потом - точками. © 33 Тема 12. Чёрное на белом и белое на чёрном Как ты уже знаешь, графика - это сочетание в рисунке чёрного и белого цветов. Можно рисовать на белом фоне карандашом, гелевой или шариковой ручкой, тушью или чёрной краской. А можно работать на чёрной бумаге белыми мелками, белой гуашью (белилами), белой гелевой ручкой: как бы рисовать «светом». А. Лебедев. Иллюстрация А. Пахомов. Иллюстрация а Художники-графики используют возможности и особенности чёрного и белого цветов для того, чтобы привлечь внимание зрителя к самому главному. т Рассмотри рисунки 1 и 2 и определи, чем они различаются. « Подумай, почему слонёнок нарисован на белом фоне, а кошка с мышкой -на чёрном. ^ Выполни задания на стр. 28-29 в рабочей тетради. 34 2 1 Что такое иллюстрация? Ты, конечно, любишь книжки с картинками. Хорошие рисунки помогают увидеть мир сказок, стихов и рассказов словно наяву. Такие рисунки называются иллюстрациями. Художник-иллюстратор должен быть очень внимательным читателем. Ведь он изображает героев книг и удивительные события, которые с ними происходят. □ Иллюстрации • Что происходит с изображёнными на рисунках 3 и 4 героями? Щ Выполни иллюстрацию к своей любимой сказке или задание «Зимний лес» (стр. 28-29 рабочей тетради). 3 Рассмотри иллюстрации и выполни задания на стр. 36-37 учебника. 35 Л; ■ . • . t . 1 .';'rVA*:*ati’;‘i i'lT !.’• ,ч , ,*рЧ. ^ , ч. -4 -kw%t. * 4 1^' * ^ 1 *1 ЛТ * ’i » щ ■ и л , i « ^ f ..... • »%Vi4.v»i *' i- г w«.* ■• %*^-V «’W'. I Учим1с;я видеть и говорить на языке искусства К* 1' •• \ А->-1 -r-s. - л, 1 ♦►.-ч'^-.^.-.4-4.-ч-4-» -4-* - i -п -4-*1 “ - ........4‘ 4 - * •‘1 * V* * ^ ' — - *N 1 -- • V L'.1.LIL,M'VL1.A-'J1-1 чицыдцчадлыдмлч'; ■: u.HfJi.AmjJMBeJJKMiAi.muuuLiJiJJbn -ЧЛ* » .‘1 * V*-4 v‘A;. . • - — 4 4*ЧЧт *'* >/ S** •'**■ **4 ••» fc* *’ A- ^rrTv'TV” ^ H 1 » • *. ; - . ■ ^ - f I •V г^ ri' V\* Г - ■ 1 ' •.*•■■ V -i'- • '■’ ■ > •■■•■'I ‘I . - 4 1"“^ h,* «. _ - *i p X ^ * 11 -Ч *^4^ »' • 1 *-*V^ »' • 1 -<-• . * i-“-.^,*. ■ ’ - ■ Ч Ч. |4‘^ , p- , T. s -H >• В. Лебедев. Иллюстрация » ч 4 -*-’■. 4 'I », •» *1 • ■-*■ '_______ ^ ^ ,.ч_-« ?»'••-• '' ‘р'^Т .' ' ’ ? -.S 4"* р ч я % ч». 4"^ я »-. •• ■ , ,^.Ч- t ' Л т> "Ч ' * а Рассмотри иллюстрацию Владимира Лебедева к сказке Р. Киплинга о любопытном слонёнке. 1. Какое впечатление производит на тебя иллюстрация? Что тебе в ней нравится? 2. Какие животные изображены на рисунке? Опиши их характеры. 3. Какие графические средства использует художник для того, чтобы передать особенности каждого животного? 36 •V»' *-^'1 * ■■'* • ■*.'' Г; ■‘^' ^ ■., ^ 11 ;: *: п •. '.t».;? г * ■ < А t- *-i'» * 'V -t* X!-i’ *' Г--*'V-- v;., '. ■ Т» ’t ■ t - i '•■.■Ч . Ч ^'i*' L‘bi' *-* ’' ^ Ч' ^i' ■ '' ■ > 4 , -j L ♦ • • I •♦, t Г* ♦ ^ "Ч’ * 1,'it ....-^■■‘ •■'■*: •■'•*■ - i'\ ,•*. \'\- r *1» *» 1 *»* ^ 'f- * I,'’*''' “■ = ;г-'ч"нТ:'Сг“ in'" г 4 i * r: ;■;; ^ iv. :*Vr'.''' V'.;' ' ■■ u ' I i i' "I'' • }■' t-’ - i.: -T ‘! '3 'V;- r'-.j ;: ;tT: г ■'; j Л r: Л ? - ; - Ttr ■.* t *-T , ,k*V ^ ' . .-> !•• ' * 4','‘i k‘« •■« ,:/■-',: -. V v/r r-TA-’-Ji . г-:::т'.---';*г!ГГЧ‘=*--^~*‘’*" •>•-■■. / + -i- 'I . *•.. . ^X1; ’‘ ' ■-..' r iK *\t г '* >■ I ■* • у, *. 1,.«-1 4 ^ . 1 ■ » , » »i4« S-. • < I ('--'4 ■’ »|- ■»• •’I'l .-.V»-» , S**' Ч --'•«■ •* ^ , >-» • J - . 4(‘ ■ - •« • -^, * ■¥ .я, t ;i ■, -4V,. . u> r* *;' V .' ■.'•/v-ч: -*4 44 >, , '.“' i'V V \ * .^v:!;11 *"» i* Л i r.' »-* —» 1 * тЧ ’■' m- ^ V- . ■ ■ ' ■ nA'V'i V;V,?Vi:''5 Ч;:'''! ;V'i • r *■;+■ I - -4- .' 4 ' * ...vrrr-A.'-i';’* .'l>, *.^^ЧV»ix*■., 4 .4 4 4 .-. I » Ч^ч‘|. '»--4 4>-> 4- .••ч^ц'. < ''• ^*4 E.-%- A- . X*.-* '.X*, -'X^x, .ii.) X i *Лх‘J V ,T-' t ■>'. хч"*. .-• Л г .* ч ц г i I j• Ч.Г*'* 4,, * 4 ' j * ♦ - i-. -• J" * ■ ♦ ■ 4 - j ^ x4 , •■* '“k J I ■ 4 ! Г ;\r A *.'}; 3 ‘ 11 i ^ 5 ; x‘.-..xV. -'«^•xxjisx.-'' ' '- ■■ • t 'аЧ.х— ' ■' «‘••%Vv—* ".U4’j'ч?'.%,5^гл'дич** ,1 ♦ X 4 y. ,4*4 ..44 >. %4’- I , N. H • ^ S . 4 *-»• 4‘ ‘ ‘> ► . k“4 <■* J .<*-*: 4'■•чНч-%-*^*. *,'j-4 Ч'.'i-J.: l‘-V; ;X11 i ‘;• ;n; t‘.\x -• 1 '■ЧМ L- А.1..4 I,.A •■■xii ;x;, j,.,L4 ■ * I- I < > ■I'l . 'Ч * T<;--4s4-4-e ... ♦ ,H *1 ♦»■''■ - '' >• 41,‘4 ► . --*-4>. *^-4. 4^ 4-fti4-4'- ■* :л; ^ч^ч^.^;';7г:-.г.'^ч'ЛА • ■ • "* », -»-о 4i4i'i.M‘4; 4iU-'i'^4’4;UVox4*“ ;V6r V-.i'-.''' '-Ox ; A"'г дй‘;'.Ь • г; * Ачччч 477x‘i4-:ч; -'A: v.‘ %. i » XT*»*- I •*»•*♦ .^4 ‘ 4 ' X • Ч ‘ •-•*•-. t, . • .,'.x’v rm IVT * x‘» S V * i'»' •ч'| * • X ► .* i -44 <*■,'•« . 4'>» f** ?« ;-'* 4^ 4-..-. ►> •■. T-'^. i—)- -I’i:'» C4rVA*.*;>'- - I' 4, 'Г-1 ’4->»»ЧЧт '■ ;• tvi '7\‘. -.oi; ;■.:>; '7i;: a'-V ; 7; - " ♦‘’xl*,’*;.'L , ^Г-'Л ^* 1^*','. -| ^ — • » Ч - 4^ч"х-^ S' • • ' • ^■*'NXSi»»f --■.ЧЧу. .,7» J - t* V *4 . 14- » - ...Ч' . *■• -4 , * -Ч Vi;’V-;." l‘-Ar 1- н, -'■•*'■ »—S-T \'«4—«4».-Т 4.4 ’., ^4 ’х, .„* .«i, ,'<4 4 • • Ш>¥Ш1Ш:7ч>:Ч:й- г Доре. «Кот в сапогах», иллюстрация X'г.А'дч.';гА‘-ч-Эзч"хЧи'1Д11.'АЧ'* IV AX’.*,'. ;ча:т-Ч ^ XX X tviTA*4ю ~ ,.4.4 • A«' Рассмотри иллюстрацию Гюстава Доре к сказке ^ «Кот в сапогах». р 1. Чем тебе нравится эта иллюстрация? 2. Какой момент сказки на ней изображён? Что происходит с Котом и его хозяином? Кто из героев сказки здесь важнее: Кот или его хозяин? Как это показал художник? 3. Опиши характер Кота в сапогах. 37 Тема 13. Пейзаж Слово пейзаж в переводе с французского означает «местность, страна». Одни художники рисуют виды природы. Другие - виды городов и сёл. Третьи -море. Все эти картины называются пейзажами. Художники-пейзажисты дают нам возможность увидеть красоту и разнообразие мира. Рассмотри пейзажи и выполни задания на стр. 40-41 учебника. ^ Т''% • Ч ****ч^-^^ - J J ;4tiln.i?ririfA: r-jn '-Ki-ii ‘ • ■■ .................. *■*.**-V-V-Ti l ' ^ i . Ф Ч . 4 *»a .*•« Л > *■ • ■ ■ к •. i^V in ar - • 4 ■* *rt •’^1-»-. -—^ -i' . -Д, '4'"»^ J "» » - . . . ‘_?y Г1? V\17VX . '»*'** V4' v-v * Ж **''*‘' ЛиЛ- )> ^ ij J —^..1 ■*! I ■J'* ’ * • j ^ , '- И. Шишкин. «Среди долины ровныя» 1 *f>-4 ч*>'^л'•i|V*aif*■A•- ^ , -4 "»T'ir i н* ■*т^ '4 i Mfc% f ^ 4 ^ i ] -ч n.... -Ч ■* ' *ГТ^ ■ ■4 ■* ' a ^ I ^ « * 1 • ** 4 *1 %*->-•, r -w—m-a • VcM^Vvvwy^^ Иван Иванович Шишкин нарисовал могучий дуб, одиноко стоящий среди бескрайних полей. Деревобогатырь выделяется на светлом фоне неба (рис. 1). Вроде бы ничего особенного нет в этой картине, но мы вглядываемся в неё и ощущаем величие и мощь Русской земли. ш Как ты думаешь, почему при взгляде на эту картину мы сразу обращаем внимание на дуб? 38 Алексей Петрович Боголюбов очень любил писать зиму, реку и городские виды. На его пейзаже мы видим замёрзшую реку с обледеневшими лодками (рис. 2). Вдали - собор с занесёнными снегом куполами. В небе - холодное солнце. Мы будто слышим, как тихо вокруг, и чувствуем, как морозно. • Как художнику удалось передать холодный свет зимнего солнца? 2 А. Боголюбов. Зима в Борисоглебске Н. Рерих. Небесный бой Пейзаж, художник-пейзажист Почти всё пространство картины Николая Рериха занято облаками (рис. 3). Мы ощущаем их стремительное движение. Пронизанные солнцем облака смешались с тёмными грозовыми тучами. Земля ждёт, чем кончится борьба света и тьмы. • Какое настроение передано в этом пейзаже? Как ты думаешь, подходит ли картине её название? 39 L..J ■*.. I • *, г.' I Учимся видеть и говорить на языке искусства Ф. Васильев. Мокрый луг Рассмотри пейзажи Фёдора Васильева и Павла Кузнецова. Расскажи о картинах. 1. Какое впечатление производит на тебя каждая из картин? Какое настроение они у тебя вызывают? Чем нравятся? Какой из пейзажей тебе нравится больше? 2. Какое состояние природы передано в пейзаже Фёдора Васильева? Какое на нём время года? Какая музыка к нему подойдёт? 40 П. Кузнецов. Городской пейзаж 3. Что изображено на пейзаже Павла Кузнецова? Какое на нём время года? 4. Как ты думаешь, что главное хотели нам показать художники в своих пейзажах? Что ты можешь рассказать о композиции картин? (Что занимает больше всего места? Сколько места занимает небо? земля?) 5. Какие цвета использовали художники? 41 Тема 14. Народные художники Издавна на Руси человек старался украсить свой дом. Иногда жители целой деревни занимались каким-то одним видом художественного ремесла - народным промыслом. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Эти промыслы существуют и в наши дни. Филимоновские игрушки-свистульки лепят из глины, а после обжига расписывают полосками (рис. 1). у. w’4 ^ i.i 4^ «■ «I «Ч-. i fw лЧ- ^ th‘ • *> Т ч ТУ t i ‘ЗгШ5!Е ' i’^ ■ * **^;'*' *^ ^ i-i i ii " i bmi HP 1',“^? u* '-•.>4;'*% • ^4 - ...-j-'S. l<4. ^ »*.* \Ш %U-| • >"*::: -. ч# f? • •*• * l4♦•l■||^-•»!'^v^т•* -■’i», .• ’pvS Г-1 i “■ * C'.I'J *»^ 4.4 Филимоново. й Дымково. S Богородское. I'^ixrr У^ф: Корова Ш Няня с детьми ^ I ^4^ ' ' 9^4 <*4-4 _______г_______________ __________________________ •чг '* ♦ '*т'.'1 «4 1 ■♦•t -» -*■ —^ -■■* Д Строители избы '^^.Ч{- i44^‘.Л Дымковские игрушки тоже глиняные. С большой выдумкой мастера лепят и расписывают своих нарядных барынь, диковинных птиц, коней с седоками (рис. 2). В селе Богородском игрушки вырезают из дерева. Их постоянный герой - трудолюбивый медвежонок: он и музыкант, и спортсмен, и дровосек (рис. 3). • Рассмотри игрушки на рисунках 1-3. Как они украшены? а 42 В селе Хохломе делают деревянную посуду, которую потом расписывают по золотистому фону красной и чёрной красками (рис. 4). Фантазия мастеров рождает затейливые орнаменты из листьев, цветов и ягод. Изделия гжельских мастеров очень разнообразны: чайная посуда, тарелки, маслёнки, фигурки людей и животных. Все они отличаются нарядной формой и праздничной сине-белой росписью (рис. 5). Хохлома. Декоративная тарелка Гжель. Кувшин с кружкой р Народные промыслы Рассмотри рисунки 4 и 5. Какая роспись напоминает тебе морозные узоры по рисунку, а какая - по цвету? Какое изделие расписано тёплыми цветами, а какое - холодными? Щ Выполни задания на стр. 34-35 в рабочей тетради и нарисуй композицию «Морозные узоры». 43 Тема 15. Прозрачность акварели Сегодня мы будем писать удивительными, лёгкими и воздушными акварельными красками. Слово аква означает «вода». Акварельные краски перед началом работы разводят на палитре водой. Основное свойство акварели - прозрачность. Сквозь неё всегда просвечивает бумага. Именно поэтому работы, написанные акварельными красками, как бы светятся изнутри. М. Иванов. Крепость в Грузии а Акварельные краски • Для чего художница использовала в рисунке снеговика белый цвет бумаги? • Рассмотри пейзаж. Обрати внимание, как тонко и прозрачно написаны горы вдали. Попробуй догадаться почему. • Выполни задания на стр. 36-37 в рабочей тетради. 44 Секреты акварели (работа слоями) Тебе нужно сделать цвет темнее? Нельзя накладывать густо разведённую краску толстым слоем - на этом месте на картине получится некрасивое пятно. Тёмные и насыщенные цвета можно получить, если накладывать разведённую водой краску постепенно, тонкими слоями. Перед нанесением следующего слоя работа обязательно должна высохнуть. I. i у. . - Д. Митрохин. Персики и сливы Пример использования слоёв акварели [нз ЧЧ'Ч ‘.‘.w. . U .Г^ N ^ • f ч V * • п Чем больше в акварели воды, тем тоньше получается слой краски. Внимательно рассмотри, как передана форма фруктов на натюрморте. Для чего художник использовал тонкие слои краски? Щ Выполни одно из заданий: «Чудесная радуга» или «Витраж» (стр. 36-39 рабочей тетради). 45 Тема 16. Цвета и цветы Нас окружает множество прекрасных вещей, но настоящее чудо природы - цветы. Они очень разные: по цвету, по форме, по размеру. Яркие и скромные, пышные и утончённо-нежные, радостные и печальные. Хорошо составленный букет сам по себе может быть настоящим произведением искусства и создавать особое настроение. Щ М. Соколов. Цветы □ Натюрморт с цветами - одна из любимых тем в творчестве многих живописцев. « Опиши букеты, изображённые на натюрмортах. Какие цвета использовали художники? Какое настроение они старались передать зрителям? Какая мелодия могла бы подойти к каждой картине? Щ Выполни панно «Букет» (стр. 44-45 рабочей тетради). 46 Секреты акварели (работа одним цветом) Ты уже знаешь, что те места картины, где нанесено больше слоёв акварели, темнее других. Это свойство часто используют художники. Чтобы тщательнее проработать деревья, которые находятся ближе к нам, Григорий Верейский несколько раз наносил тонкие слои акварели одного цвета. Поля, изображённые вдали, написаны в один слой. Увеличение количества слоёв акварели одного цвета Г. Верейский. Пойма реки • Выполни задания на стр. 40 в рабочей тетради. • Как ты думаешь, почему деревья и кусты на переднем плане значительно темнее и чётче, чем изображённые вдали? Щ Выполни композицию «Рыбка в море» (стр. 40-41 рабочей тетради). 47 Тема 17. Картины о жизни людей. Сюжет Есть художники, которые в своих картинах показывают нам разные стороны человеческой жизни. Каждая такая картина - как бы застывшая сценка. То, о чём «рассказывается» в таких картинах, называется сюжетом. Поэты или писатели рассказывают нам об увиденном словами. Живописцы изображают самые разные истории с помощью красок на бумаге или холсте. А. Корзухин. Петрушка идёт Сюжет картины Алексея Корзухина взят из жизни России XIX века. Тогда по городам и сёлам ходили бродячие актёры и устраивали кукольные представления с любимым героем Петрушкой. Весельчаку Петрушке были рады все - и люди, и животные. « Рассмотри картину. Какое настроение в ней передано? « Рассмотри картины и выполни задание на стр. 50-51 учебника. 48 а Тема 18. Наброски. Тренируем наблюдательность Чтобы точно изобразить любой предмет, человека или животное, художник наблюдает за ним и сразу же зарисовывает свои наблюдения. Такие зарисовки называются набросками. Бывает, что художнику приходится делать десятки разных набросков. 2 Г' ''л Ф. Рубо. Скачки Одни наброски делают, чтобы лучше понять форму, уточнить детали или цвет, другие - чтобы передать движения или повадки животного. □ Сюжет, зарисовки, наброски -I Рассмотри рисунки 1 и 2. Какие особенности и повадки животных в них отражены? Вспомни, как с помощью различных линий мы рисовали животных. Понаблюдай за своим домашним любимцем и сделай несколько набросков. Щ Выполни задания на стр. 42-43 в рабочей тетради. 49 Учимся видеть и говорить на языке искусства , • , f»- * ■' ----* - * - 144г41«шг^“ В. Маковский. Пастушки H.V^ ' • i * гЧ *■•-» * • 4 ?i !ist?ftrlr«JJ33rtsi □ Опиши картину Владимира Маковского. 1. Кого изобразил художник? Где находятся дети? Чем они занимаются? 2. Какие животные изображены на картине? 3. Какое настроение вызывает у тебя картина? 4. Составь по картине рассказ. 50 V,. ч ... К. Маковский. Дети, бегущие от грозы К. Маковский. Портрет детей художника р Опиши каждую из картин Константина Маковского. 1. Кого изобразил художник? Что происходит на каждой картине? 2. Чем отличаются дети, изображённые на картинах? 3. Какое настроение передано в каждой из картин? 4. Составь по картинам рассказы. 51 Тема 19. Из истории искусства. Древний мир Искусство зародилось очень давно. Первые художники были воинами и охотниками. Они совсем не думали об искусстве. Древний воин украшал себя рисунком для устрашения противника. Чтобы будущая охота была удачной, человек изображал сцену победы над животным и верил, что таким образом получает власть над зверем (рис. 1). ;'V!v . ..Mi V V У» vV’ci.-tr-r:' . 4-. u-f Г ,7,,— y.iV» »vvrrv»Vi--r«-r’-ri^"=i"«*V'"7T'<'~TV’T-re-F^4r<^'^W""V'n^T’TTTer^VI^X'T'~r«T'Tl^"=TT4Tvrr'Wi-Ts~i"'vwT^ %%»« » •-% «. . ’* »%V По всему миру находят удивительные рисунки неизвестных художников каменного века. Люди тогда были очень наблюдательными, и животные получались у них, как живые (рис. 2). Сначала древние художники просто процара-пы-вали изображения животных и людей острыми камнями на стенах пещер. Потом они научились их рисовать и раскрашивать разноцветной глиной или древесным углём. 52 Когда у людей появилась необходимость в письме, они придумали первые «буквы». Это были картинки, которые обозначали целые слова и даже предложения (рис. 3). Учёные расшифровывают их и узнают многое о прошлом человечества. В местах стоянок древнейших племён производят раскопки и находят украшенные простыми орнаментами обломки оружия и черепки глиняной посуды. Были в глубокой древности и свои скульпторы. До сих пор сохранились каменные или деревянные изображения богов древних народов. ^ Рассмотри рисунки древних художников (рис. 1-3). Каких животных ты узнаёшь? Что делают на рисунках люди? Щ Выполни по выбору задание «Рисунок на скале» (стр. 50-51 или 52-53 рабочей тетради). 53 Что ты узнал в этом году 35 n: ;. \ (.4 •-% »4» * kV*» г»^:'Лтг»^1У| рбг^!зга‘:^’в :.'0\'^зргз1г 3«*AV» l-^^.-^ •» *4i. * • :>CV4''3';5T‘ib' и-^г-;П1П4?г J.V^ ^ к • Ч 4.V5|*^4 K * * и rV5^>*?'^r»S ЦЧ *4 «♦ 1» Чч** « •-•• -, , . i3-#3'-:UMtf;b l*-\ N4 s:?- ‘S-A Характер, детали Симметрия 'j;^tiV.?il;U4;|-—--------------1 ^v-:3U%Uca5'|-----------^----, . . I '>\-.*..vV;5J, ft r**^. ••‘•«•»'-*--^'»»4«* .‘Aj-T-su M'n riM'A: й|^15;535Ъ:;'.Ср.у i5rai'-WrA‘353 aiTu-^n'-.'VT^'Tui »14»*rft4ft-*,«|f4 ■«. -ft ft 11;»5?ЛГ5ГГнЗ^) AaS*^’’» rft* ^1.5z:.:,riri5V^‘ii, iJ5:nr!b:p>A'‘i' i,-j35WV4'’Jfr’A?3l.4 ’ll Ч■^i';^- ft ft- «tm^rtrvAjrit Цвета радуги, Орнамент, узор, гео |Щ?1§н: дополнительные цвета метрический орнамент , 'ТЛ* 4'A^N5i*44M^ v4*r.iVnr35;*. • -ft ft i;#34U!nj:r {^^ТГ41Г|'0 I l3.^i'.i35r-r’An' В^л,—-^■-•;*-nc5, .*■5? 3siJ ijl'pbs! v'-A- — ■ - •«•4-4-Vr^ ' I*» |-**-^^"4.»**4f4'^«* I t|Tir4 bt —** • i » * г * •• *• * M> -ft- ♦* |k^t>4 >V< ‘‘ft *4 T*_^ 4«^*ft V?^"'• iv? *>.1V4.4 «lO- ■H; ft»4«**%Wt "•.'За *♦ ft X* «^^4 *ww». ft» ^k«t V4»vft '» iftr ^,-*4ft |Ггл%5Йл[з>::? v^>ЬnrЗ;5;AllftJ^>al^ЦЦШIIWфJiЦ^Щ^I|UIДWUЦUU^tUCч>j^A■p.~5;u?зt-:;NИll■ШI^Цa^l^1llllll^UЦ^|ЦШ^IЩ^ШЦJWЦ'ЯA-irA^;‘t^^^^ ;:CN‘4'i'^i5:5i::’4nh*4'i33;5ji::4nV4’:\3jJii;T:!inhVVJrtr4T:uTXj4‘4'i5iw.^:’3Uh‘4'\3!T35,'i:t4nh*4'\^r;rt:i::Anh‘^«rt;TiT:*i?iy.^^^ Рисунок, линия, Живопись, тёплые рШг1та“:? форма, детали цвета, холодные цвета I ft ft Ч-* л ■-• « 44 Ц *. 4.Ч4 • .Af-4,-4'- ■»чу.л4 'ft^-*'4*ft- ivhutI* v4’sr:*-.':r-4 4 rs -ft’ ft. ftrft'i*4- U3-’4ti!l1z*r &vv.:^rr- Живопись, тёплые холодные цвета l-Y • »-ч-« » «А4-4.--4 •« W •-> Ift \. «.ft«44««*-44ft<44 1^, Л*^ ^i-**'ft“ft'«;-*:*ft( vii;.»»* '•‘ft ^:-АЦ5^АЦУЛЗ«Ч’ *••♦ •Ч«*1 ftVii ,• I *4 aA|25,jjr2^wj^ >ГЗЛПГЛ-ПП?аЬ5^‘ 1*4 •-« «A4 4 4-Y rv vai-* ft ЧЧ «Ч H ft.•.'.V'ft' 4» . 4J *,*.*,4 » 4-4, _4 *« »‘l, ft-»»■»<.« 1-4.4a ft 'ft Kv;jnir-,;i'Aj4U» 4r*rft Г4,-4^4 4МЧ, 4 *.1». ,4 A^;^44j.4-4,*r *4* » • ft *Л^, .. . Ч ^44.-.»-.4♦ *J 44 j . . 4W-, .,1 *^ 44, - —1 « , 4.4. t H ^ 444 ft — • • ' ^4, » ■-ft*-*-*. 4 • ft ^ ~ 13;Ь35^.Г4г:‘:п'з'аз'т;г1;-‘ЗГЛА*15с!з5г.г^^5:;-гл‘;?4гп:‘Л'Зз!гч'з\!35г.г*Л’1*ги^'-13гг-Пл4:'Л‘а53гг.ГАЧ.':53.'^Згг,‘'ч551:гз,‘15Л5ГА>л-^ ir;;r--lт^пз^;■uiл^^r.:Aгг4ЧvгЗ!.^irJ^«iЗ!;г;'■з^:т:^‘r.-4.•пг;'4%tг.Ч?г.л■r^c;5r-чз:я’3'•:tvгзтiU5^•-гVilз^•nc-■•A•-:з:л'3!■:^35^ . 4 Ч, лЦ- iH-i. J*4 Л t«r •'4 [Ч, .4»ft- »-.ч4**> Г*» ^ , Л4 - ft. i r»;-^ . IM-1-* *-—»•* •ft,.1»4 - ft.4‘ft»4». ft'^^.ftH- 4» 4-чЦ *•' ft. « ft ,ftf -4H' -1 ♦ 4‘4»4* i ft'*4 .Л ‘4- .ft , •* W-A >•,««« .ft ,4a. ,ft»fc., ,, •••I4r4l44*'4., ♦»»*-4-4r%t*, 4» 4'4.. »• ^•"“ ••• r~ ‘>Г"^ Ы 44 f4~ ♦ - • . 4 t4 14 • *-^., 4 4 [*1 - • • * f 4 Г» rft » * >,. • * »4-« 4 - * j4 Г4 ri-»*-*-. •«•‘♦-4-»,*-4r4*’*'*e4*ft 4^-«-ft ft7ft»4-ft4. ft ^rft'4^- «1 4*ч»4^Ц. ^r* SZb* ft I7ft»i*4-^- Ч -*•» ft*4*4-‘-4-Y. ♦»;>--« ft;'•*^**ftft|*i’;>.-3 ft u?;-4UUii7j:5n‘-yr-uUu7ri!;'.3or-n5i;i^rzirA.v;HU!ju’r;?r.vr-;uu -'ifts:i‘-V‘n^4sUu?x4rvA?:4u'-m7Ci5t'.v*ruUUtr'm^GruUM»n;54Sr.A-4 ft 44.--Ч ft^* ’ чЧ, * •-• ft 4w4 ft J » f 4 H, i • *4 ft 4%lft ftl%» i-4 V t ^ ft ftfftftN' 1Ч..4 H ft 4 4|-ft ft . % • < ft I - 4 ' •« ft 44« -1 Родственные цвета Пейзаж Натюрморт Г%—’Ч-^ Композиция •Li'TTf Ч'Ч г Графика, контраст, линия, пятно, штрих, точка Народные промыслы Иллюстрация, набросок 55 0 Дополнительные задания (открытки или панно к праздникам) 1. Рассмотри новогодние открытки. Изучи материалы и выполни задания на стр. 30-33 в рабочей тетради. Выбери открытку, которая тебе больше нравится, и изготовь её. По этим же схемам можно выполнить вместе с друзьями большие панно для украшения класса. 2. Рассмотри открытку с моряком. Ты можешь сделать такую же ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы. Изучи материалы на стр. 46-47 в рабочей тетради, выполни подготовительные задания и изготовь открытку. 3. Изучи материалы на стр. 48-49 в рабочей тетради, выполни задания и изготовь открытку ко Дню 8 Марта. Памятка 1. Работа карандашами 1. Рабочее место. 2. Материалы для работы карандашами. Простые карандаши разной твёрдости - Т, ТМ, М, 2М. Ластик, точилка. Коробка или стакан для хранения карандашей в процессе работы. Когда работаешь карандашами, приходится постоянно их менять. Держи карандаши в плоской коробке или в стакане, чтобы они не скатывались со стола и не падали. От этого карандаши быстро ломаются. Цветные карандаши. Когда ты заканчиваешь работу, сложи карандаши в порядке цветов радуги: сначала красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые, а потом - серые и коричневые. Карандаши белого цвета положи в начале, чёрного - в конце. 57 3. Как держать карандаш. Если тебе нужно провести линию или если ты рисуешь на маленьком листе бумаги, держи карандаш так же, как при письме (рис. 1). Когда ты выполняешь широкие штрихи, карандаш должен быть внутри ладони (рис. 2). 4. Как работать карандашами. В технике рисунка штрихование является основным приемом. Тонкие штрихи выполняй остро отточенным грифелем. Чтобы выполнить широкие и мягкие штрихи, рисуй боковой поверхностью грифеля. При более сильном нажиме на карандаш штрихи получаются ярче и толще. V V - \ , i V 1 2 58 Памятка 2. Работа в технике аппликации • Вспомни, что такое аппликация (стр. 15 учебника). 1. Материалы и инструменты Бумага для вырезания и наклеивания. Тебе понадобится набор цветной и несколько листов белой бумаги (если её нет в наборе). Бумага не должна быть очень плотной. Основа аппликации. Для основы аппликации нужен набор белого или разноцветного картона либо плотной бумаги. Простые карандаши разной твёрдости, ластик, точилка. Эти инструменты понадобятся тебе для переноса рисунка на цветную бумагу. Ножницы. Для вырезания из бумаги нужны небольшие ножницы с тупыми концами. В целях безопасности ножницы следует хранить в футляре. Клей. Чтобы бумага не коробилась и не промокала, лучше пользоваться клеящим карандашом. 59 2. Выполнение аппликации 1) Реши, что ты хочешь изобразить. Сделай несколько вариантов композиции и выбери лучший. 2) Сделай простым карандашом рисунок будущей работы. 3) Подбери фон для твоей композиции, а для каждого предмета подходящую по цвету бумагу. 4) Перенеси рисунки на цветную бумагу с помощью кальки, как показано на рисунке 1 (а - скопируй рисунок на кальку; б - переверни кальку и нанеси на неё плотную штриховку мягким карандашом; в -приложи кальку заштрихованной стороной к бумаге и обведи рисунок твёрдым карандашом; г - если нужно, подправь отпечатавшийся на цветной бумаге рисунок). 5) Вырежи изображение. Ножницы удобнее всего держать, как показано на рисунке 2. 6) Когда все фигурки будут вырезаны, подвигай их по фону. Определи их лучшее расположение и приклей к нему. 60 Памятка 3. Работа красками 1. Материалы и инструменты Гуашевые краски. Тебе понадобится набор гуаше-вых красок в баночках (6 или 12 цветов). Акварельные краски. Тебе понадобится набор акварельных красок в ванночках (12 и больше цветов). Кисти. Тебе будут нужны тонкие кисти третьего или четвёртого номера для проведения тонких линий и широкие кисти двенадцатого или тринадцатого номера, чтобы закрашивать большие поверхности. Стакан для воды. Вода тебе будет нужна постоянно для разведения красок на палитре и промывания кистей. Следи за тем, чтобы вода всегда была чистая. Тряпочка. После работы каждой краской вытирай тряпочкой кисть и убирай ненужные кляксы с рисунка. 61 Палитра. Для гуаши и акварели нужна фарфоровая или пластиковая белая палитра с углублением, чтобы не вытекала вода. Можно взять белую пластиковую тарелочку. Середина палитры должна оставаться чистой, чтобы можно было смешивать краски. Краски не должны находиться на палитре слишком близко друг к другу, чтобы они не смешивались при работе. 2. Как работать кистью Лист бумаги должен лежать прямо перед тобой. Палитра и стакан с водой - рядом с той рукой, которой ты рисуешь. С этой же стороны - простой карандаш и ластик. В другой руке держи тряпочку. Так нужно держать кисть при выполнении некоторых упражнений. 62 СОДЕРЖАНИЕ Как работать с учебником.............................. 2 Введение. Кто такой художник.......................... 4 Тема 1. Фантазируем и учимся........................... 6 Тема 2. Чудо-радуга.................................... 8 Тема 3. Линии - какие они бывают?..................... 10 Учимся видеть и говорить на языке искусства . . .12 Тема 4. Какие бывают фигуры?...........................14 Тема 5. «Живое письмо».................................16 Тема 6. Что такое симметрия?.......................... 18 Тема 7. Геометрический орнамент........................20 Тема 8. Смешиваем краски (гуашь).......................22 Тема 9. Мир вещей......................................24 Учимся видеть и говорить на языке искусства . . . 26 Тема 10. Что такое композиция?........................28 Учимся видеть и говорить на языке искусства . . . 30 Тема 11. Графика: чёрное и белое.......................32 Тема 12. Чёрное на белом и белое на чёрном.............34 Учимся видеть и говорить на языке искусства . . . 36 Тема 13. Пейзаж........................................38 Учимся видеть и говорить на языке искусства . . . 40 Тема 14. Народные художники............................42 Тема 15. Прозрачность акварели.........................44 Тема 16. Цвета и цветы.................................46 63 Тема 17. Картины о жизни людей. Сюжет.................48 Тема 18. Наброски. Тренируем наблюдательность.........49 Учимся видеть и говорить на языке искусства . . . 50 Тема 19. Из истории искусства. Древний мир............52 Что ты узнал в этом году..............................54 Дополнительные задания (открытки или панно к праздникам).....................56 Памятка 1. Работа карандашами........................ 57 Памятка 2. Работа в технике аппликации............... 59 Памятка 3. Работа красками........................... 61 Куревина Ольга Александровна, Ковалевская Елена Дмитриевна ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс Концепция оформления и художественное редактирование - Е.Д. Ковалевская Художники - С. Гаврилова, Н. Меркулова Подписано в печать 05.03.15. Формат 84x108/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Мириад Про. Объём 4 п.л. Тираж 30 000 экз. Заказ № Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953005—литература учебная Издательство «Баласс». 109147 Москва, Марксистская ул., д. 5, стр. 1 Почтовый адрес: 111123 Москва, а/я 2, «Баласс» Телефоны для справок: (495) 672-23-12, 672-23-34, 368-70-54 https://www.school2100.ru E-mail: [email protected] Отпечатано в филиале «Смоленский полиграфический комбинат» ОАО «Издательство "Высшая школа”» 214020 Смоленск, ул. Смольянинова, 1 УДК 373.167.1:741 ББК 74.100.5 К93 Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» шк<г Совет координаторов предметных линий «Школы 2100» -лауреат премии Правительства РФ в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках На учебник получены положительные заключения по результатам научной экспертизы (заключение РАН от 01.11.2010 № 10106-5215/158), педагогической экспертизы (заключение РАН от 17.01.2014 № 000447) и общественной экспертизы (заключение НП «Лига образования» от 30.01.2014 № 146) Руководитель издательской программы -доктор пед. наук, проф., член-корр. РАО Р.Н. Бунеев Куревина, О.А. К93 Изобразительное искусство. 1 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М. : Баласс, 2015. - 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»). ISBN 978-5-85939-864-5 Учебник «Изобразительное искусство» для 1 класса («Разноцветный мир») соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, содержит дидактический материал по изобразительной деятельности. Предназначен для развития навыков рисования различными материалами и воспитания эстетического и творческого мышления у младших школьников. Является составной частью комплекта учебников и учебных пособий развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Может использоваться как учебное пособие. УДК 373. 167.1:741 ББК 74.100.5 Данный учебник в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав ISBN 978-5-85939-864-5 © Куревина О.А., Ковалевская Е.Д., 2011 © ООО «Баласс», 2011